декоративный пейзаж

Самоделки

Пейзаж — жанр в живописи: виды, история, эволюция

Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж — фигуры, которые оживляют местность.

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски своё настроение.

Пейзажи, вошедшие в число самых знаменитых творений планеты, оцениваются в миллионы долларов. Многие художники-пейзажисты — такие, как Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский — относятся к элите живописцев. Их гениальность бесспорна. Поэтому даже трудно поверить, что ещё несколько веков назад этот жанр считался… низким! (Наряду с бытовым жанром и натюрмортом). Мастера не сразу оценили его потенциал и довольно долгое время рассматривали ландшафты только как фон для сюжетных картин и портретов.

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург (Frères de Limbourg) «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики — переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.

В эпоху Возрождения мастера начинают всё больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, всё ещё используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Большую роль сыграла венецианская школа в период Позднего Возрождения. Одним из первых авторов, у которых природа обретает самостоятельное значение, стал Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco). В его «Буре» роль человеческих фигур уже второстепенна.

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко (El Greco) «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.

В XVII-XVIII веках свою изюминку в живописание «натуры» вносили различные стили:

  • классицисты искали в ней идеальную гармонию;
  • мастера барокко переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями;
  • представители рококо создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Ну, а затем разнообразие стилей становится таким, что нет смысла их перечислять. По-своему отображали окружающую среду «дикие фовисты», кубисты, абстракционисты…

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм.
  • Городской. Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

От него отпочковались:

  • Архитектурный (ведута). В ведутах итальянские мастера с высокой точностью порой близкой к фотографической, отражали детали зданий и сооружений.
  • Каприччио (в переводе — «причуда» или «каприз»). Это тоже итальянское изобретение: виды с руинами (как правило, античными), причём зачастую они были несуществующими, вымышленными.
  • Индустриальный. Возник с развитием промышленности, появлением грандиозных заводов, огромных мостов, железных дорог.
  • Урбанистический. Это перенесённые на полотно небоскрёбы, эстакады и другие атрибуты мегаполисов. Интересная ветвь — футуристическая урбанистика, изображающая мегаполисы будущего.

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Ещё одна интересная группа — пейзажисты, «специализирующиеся» на изображении неба. Главная фигура среди них — Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), которого называют художником воздуха и света.

А минималист Ив Кляйн (Yves Klein) в 1962 году довёл воспевание красоты чистого неба до апофеоза работой «IKB», представляющей собой прямоугольник синего цвета.

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Эпические пейзажи — полные величественности, размаха, масштаба, даже пафоса.
  • Героические — близкие к эпическим, замысел которых — в преклонении перед величием природы, могуществом стихии.
  • Лирические — их ещё называют пейзажем-настроением. В них звучат эмоции творца, а мир становится зеркалом души. Такие творения бывают радостными, грустными, меланхолическими.
  • Идиллические — живописно-идеализированное лоно природы, дружественное человеку, дарующее ему радости отдыха.
  • Пасторальные — подвид идиллических, со стаффажем из пейзан, овечек и тому подобных атрибутов сельской жизни.
  • Исторические — демонстрирующими ландшафты в определённый период времени. Их частью бывают исторические и мифологические персонажи. Пример — «Дидона, основательница Карфагена» Уильяма Тёрнера.

  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

Вторые рисуют просторы, носят масштабный характер.

Декоративный зимний пейзаж. Поэтапное рисование

Шишатова Мария Аркадьевна
Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3

Мастер класс для детей от 7 лет, педагогов, родителей
Цель: знакомство с графическими возможностями при создании декоративного пейзажа.
Задачи:
-закрепить основные понятия композиции;
— научить с помощью пятен, линий, точек создавать декоративный пейзаж;
-развивать творческое воображение;
-воспитывать художественно-эстетический вкус.
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, фломастеры.

Этапы работы:
1. Лист расположить горизонтально. Рисуем чуть выше середины линию горизонта и точку схода.

Учебное занятие по теме «Декоративный пейзаж – игра цвета и композиции»

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: познакомить учащихся с вариантами подбора цвета и композиции в декоративном пейзаже.

Задачи:

 

  • обучающая:

 

    • научить использовать «игру» цвета и композиции в пейзаже;

 

  • развивающая:

 

    • расширение знаний в области истории искусства;

 

  • воспитывающая:

 

    • воспитание восприятия гармонии цвета и композиции от видения красивого к созданию произведений декоративного искусства;

 

  • здоровьесберегающая:

 

    смена видов деятельности каждые 15 минут.

Оформление кабинета: магнитная доска, медиапроектор, экран, набор репродукций декоративного искусства.

Оборудование детей: набор для работы красками (бумага, кисти, краски, вода)

I. Введение. 2 мин.

II. Основная часть:

1. Что такое композиция? (опрос) 3 мин.

2. Изозагадки 5 мин.

4. Игра с барабаном 2 мин.

5. Упражнение 5 мин.

7. Выполнение практического задания 10 мин.

III. Итог занятия 5 мин.

Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ —
Что для картины очень нужен — .

Да, выразительное свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в России, за границей.
Скажите это слово — .

Что ж, мы назвали все нам нужные слова.
Цвет, композиция — причудливая их игра.
Я перейду на прозу, чтоб не уйти в поэму
И нашего занятия мы обозначим тему.

«Декоративный пейзажигра цвета и композиции».

II. Основная часть.

*изделия народных мастеров

Иллюстрации различных видов декоративных работ

На экране просмотр презентации (Приложение №1 слайды с11-17)

Абстрактное и декоративное изображение.

«Форма +Цвет = Абстракционизм»

На экране просмотр презентации

(Приложение №1 слайд 18)

Фото на экране с 10 растительных мотивов.

что такое композиция?

что в ней главное?

— Правильно. Создавая художественный образ — художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины.

Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещаются над ближними. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. Самыми первыми мастерами стилизации природных форм были народные умельцы.

В каких изделиях русских промыслов мы можем встретить композиционные приемы стилизации природных форм?

Я буду рассказывать о народном промысле, а вы назовете мне его.

Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки синих птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Морозные картины чудесной красоты!

Красно — чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней — мир поражать.

В самую короткую летнюю ночь на празднике Ивана Купала расцветает по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения.

На чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хорошо видны подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Декоративную композицию можно сравнивать не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. Назовите их.

Приемы народных мастеров подхватили профессиональные художники — декораторы и применили их в своих декоративных работах. Перед вами иллюстрации разных декоративных изображений — разложите их по видам.

1 группа — монументально — декоративные изображения.

2 группа — декоративно-прикладные изделия.

3 группа декоративно-оформительские изделия.

«Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник сам не научится наблюдать и замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность самовыражения и композиция «является» сама собой. » (И.Крамской)

Приемы стилизации в конце 1Х — ХХ вв. продолжали развиваться до геометрических форм. Их упростили художники абстракционисты.

Абстрактная живопись ознаменовала отказ от натурального изображения и предложила условность цвета, геометризацию форм, декоративность и беспредметные композиции.

К этому направлению можно отнести живопись русских художников Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Для Кандинского характерно игра цвета, а для Малевича важна композиция.

Давайте сейчас представим себя Кандинским или Малевичем.

Выполним упражнение: на листе бумаги

при помощи простых геометрических фигур выполните стилизацию растительного мотива и составьте абстрактную композицию.

Выбор мотива для будущей композиции предоставим судьбе. Я приглашаю вас к барабану вытянуть номер своего задания.

— Молодцы! Каждый из вас создал свой неповторимый, оригинальный мотив. Теперь мы можем оценить игру цвета и композиции в каждой работе.

(просмотр работ на доске)

Главное в композиции — создание художественного образа.

Растительный орнамент в русской вышивке

Учащиеся вытягивают номер, который является выбором упражнения.

Просмотр работ художников:

  • М. Сарьян
  • П. Кузнецова,
  • Т. Мавриной,
  • Н.Константиновой
  • Э. Грассе,
  • Ч. Войзи,

(Приложение №1 слайды 27,28)

Во время практической работы звучит тихая музыка.

Выполненные пейзажи размещаются на доске

Перед вами работы художников Сарьяна и Кузнецова. Что используют художники для достижения нужного эффекта?

Работа Татьяны Мавриной. Что в работе главное?

Работы Сарьяна и Натальи Константиновой. Что отличает эти работы?

Какие свойства декоративной используют эти художники? художниками Войзи и Граасе.

Знакомство с работами этих художников поможет нам в создании собственной работы — декоративного пейзажа.

-Посмотрите пейзажи: цветы и травы в лесу, камни, причудливые стволы и ветви деревьев можно воспринимать как орнамент, как пейзажный мотив. Постарайтесь увидеть в них не только внешнюю красоту, но и внутреннюю выразительность, заключающую в себе пластику и упругость природной формы, игру цвета и композиции.

В очаровании пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей
Природа смотрит, как бы с неохотой,
На нас не очарованных людей.

Просмотрите и выберете для себя понравившийся пейзаж

Задание: с помощью красок превратите реалистический пейзаж в декоративную работу.

Декоративность, рождённая самой природой, поможет вам создать декоративную композицию на листе, надо только суметь увидеть и, конечно же, облечь это в собственную фантазию.

— Вы сегодня просто умницы! Какие разные и вместе с тем интересные получились у вас работы.

Обобщение формы дает выразительность композиции.

Соблюдение определённой меры условности изображения.

Выделение нарядности, красочности, орнаментальности.

Выбор работ из представленных на экране.

Рисование на А5 пейзажа гуашью. Законченные работы ребята располагают на доске и остаются с педагогом.

III. Итог занятия

Передо мной картина,
Наш будущий пейзаж
Вот дерево с листвою,
А цвет ты им задашь.
Пускай ваши эмоции
Преобразят его.
Раскрасят крону листьями
В цвет чувства твоего.

ОБЩАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ ПЕДАГОГА

(учащиеся и педагог)

Завершена Картина и завершён урок
И встрече нашей с вами мы подведём итог.
Все наши впечатления вы обратили в цвет.
Узнав его значенье, узнаём и ответ.

Значений цвета много, их все не сосчитать.
Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать.
Цвет красный — самый яркий, волнует и зовёт,
Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.

Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло,
Подсказывает — занятие для вас не зря прошло.
Лиловый цвет — волнение, желание творить.
Желаю вам в душе своей всё это сохранить.

И собственные чувства вы обратили в цвет.
Зелёно-синий, голубой вписали вы в сюжет.
Всё это цвет надежды, фантазий и мечты.
Мечтай, надейся и твори под флагом красоты.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий