день иас

Поздравления

21 августа — юбилей инженерно-авиационной службы гражданской авиации

Сегодня отмечается 70-летие введения в действие «Наставления по инженерно-авиационной службе в СССР». Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации. С первых полетов воздушных судов рядом с пилотом всегда находился механик, который готовил самолеты к полету, выполнял их техническое обслуживание и текущий ремонт. С развитием авиации совершенствовались организационные формы обеспечения эксплуатации авиационной техники. С введением 21 августа 1950 г. «Наставления…» во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС).

В КГУП «Хабаровские авиалинии» трудятся более сотни квалифицированных специалистов ИАС: авиационных техников, инженеров, специалистов наземных служб. От профессионализма, внимания и высочайшей ответственности, с которой они достойно выполняют сложную и исключительно важную работу, зависит техническое состояние девяти крылатых машин, эксплуатируемых хабаровским авиапредприятием – самолетов Ан-24, Ан-26, L-410.

Особую заслугу в формировании высокого уровня профессионального подхода к своей работе, в создании традиций авиационно-технической службы внесли ветераны отрасли. Именно они передают свое ответственное отношение к делу и бесценный опыт молодым поколениям. Это: Цепаев Николай Владимирович, Макаров Валентин Владимирович, Шкира Валерий Николаевич, Лобастов Александр Николаевич, Луцев Сергей Васильевич, Сократов Анатолий Иванович.

Высокий уровень профессионализма, предъявляемый к инженерно-техническому составу КГУП «Хабаровские авиалинии», позволяет обеспечивать поддержание летной годности самолетов серии «Ан», которые практически выбыли из эксплуатации во многих регионах России. В нашем крае самолеты Антонова продолжают обеспечивать доставку пассажиров, почты и грузов в труднодоступные северные районы Хабаровского края.

Всех и работников инженерно-авиационных служб и ветеранов отрасли поздравляем с профессиональным праздником! Здоровья и дальнейшей успешной работы во благо развития краевой авиации!

Юбилей инженерно-авиационной службы ГА

21 августа 1950 г. было введено в действие «Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50). Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации.

С первых полетов воздушных судов рядом с пилотом всегда находился механик, который готовил самолеты к полету, выполнял их техническое обслуживание и текущий ремонт. С развитием авиации совершенствовались организационные формы обеспечения эксплуатации авиационной техники.

В 1924 г. была организована первая Центральная авиаремонтная база (ЦАРБ) Московского управления воздушных линий. Таким образом, кроме текущего обслуживания, был организован и ремонт самолетов.

В начале 30-х гг. произошло разделение обслуживания самолетов на «оперативное» и «техническое». Крупный ремонт авиационной техники закрепили за узловыми мастерскими, а производство всех видов текущего ремонта было возложено на линейные мастерские.

В годы Великой Отечественной войны специалисты авиаремонтных баз ГВФ обеспечивали выполнение боевых задач и внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом, поставляя для фронта отремонтированную авиационную технику.

С поступлением на эксплуатацию новых типов воздушных судов приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта. Было решено создать новое структурное подразделение — Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-технические базы (АТБ).

С введением в действие «Наставления по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50, приказ начальника ГУ ГВФ СССР № 181 от 21.08.1950 г.) во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС).

Увеличение разнообразного парка авиационной техники, в первую очередь, в связи с поступлением в гражданскую авиацию воздушных судов с газотурбинными двигателями, потребовало коренной перестройки и расширения ремонтной базы. В течение 60-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные самолетно-ремонтные комплексы, авиаремонтные базы преобразуются в авиаремонтные заводы. В связи с существенным ростом объемов ремонта авиационной техники появилась необходимость создания Всесоюзного государственного промышленного объединения «Авиаремонт». В его состав вошли 26 заводов численностью более 50 тыс.

высококвалифицированных специалистов, которые выполняли ремонт практически всех типов воздушных судов, находящихся в эксплуатации в гражданской авиации.

Объединение авиаремонтных заводов в рамках единого органа управления позволило шире использовать прогрессивные технологические процессы, организовать поточно-стендовый ремонт, внедрить технологии восстановления отдельных деталей, узлов воздушных судов и авиадвигателей. Все это дало возможность избежать досрочной замены деталей и агрегатов, имеющих повреждения или износ, но не выработавших технический ресурс. Благодаря накопленному опыту, анализу надежности, повышению качества ремонта удалось значительно увеличить межремонтные ресурсы воздушных судов и их агрегатов.

Известные изменения в жизни страны не могли не сказаться на деятельности авиаремонтных заводов гражданской авиации. В середине 90-х гг. пришлось срочно искать пути выживания в сложившейся хозяйственной ситуации. Главное — удалось сохранить производственный потенциал и квалифицированные кадры.

В связи с модернизацией парка воздушных судов и поступлением в эксплуатацию самолетов и вертолетов иностранного производства появились особенности, связанные с техническим обеспечением и ремонтом воздушных судов. Это потребовало совершенствования существующих методов технической эксплуатации и создания современных центров технического обслуживании и ремонта (ТОиР). В целях приведения отечественной системы технического обслуживания и ремонта и российских сертификационных центров к соответствию международным требованиям, были разработаны дополнительные программы качества технического обслуживания, а также конкретизирована ответственность исполнителей за выполненную работу.

Нормальное функционирование воздушного транспорта невозможно без эффективной системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники — важнейшего фактора поддержания летной годности воздушных судов.

Контроль за сохранением летной годности и обеспечением безопасности полетов ВС на всех стадиях их жизненного цикла является основной целью Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование отечественной системы поддержания летной годности ВС и приведение ее к требованиям и процедурам стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) путем сертификации организаций по ТОиР и исполнения предписанных процедур в области поддержания летной годности ВС.

Все это должно базироваться на внедрении новых методов эксплуатации воздушных судов, в том числе, основанных на применении автоматизированных бортовых и наземных средств и систем контроля, позволяющих осуществлять практически постоянный мониторинг технического состояния ВС.

В гражданской авиации России трудятся тысячи квалифицированных авиационных специалистов: инженеров, техников, механиков, ученых и работников других специальностей, которых уже много лет объединяет аббревиатура ИАС — инженерно-авиационная служба.

Профессионализм и ответственность, богатый опыт, достойное выполнение профессионального долга — эти качества характеризуют работу современной ИАС. Инженеры, специалисты наземных служб с честью делают свою сложную, ответственную, исключительно важную для нашей отрасли работу.

Особых слов благодарности заслуживают ветераны инженерно-авиационных служб гражданской авиации. Они первыми осваивали техническое обслуживание авиационной техники, создавали наземную инфраструктуру. Я бы хотел добрым словом вспомнить выдающихся руководителей и специалистов, которые в последние десятилетия возглавляли в отечественной гражданской авиации инженерно-авиационную службу. Среди них:

заместители министра гражданской авиации СССР Юрий Георгиевич Мамсуров, Иван Ефремович Машкивский, Виктор Васильевич Горлов; руководители управлений МГА СССР и Росавиации: Геннадий Леонидович Аникаев, Василий Павлович Степаненко, Владимир Николаевич Кривошеев, Геннадий Николаевич Гипич, Александр Александрович Емцов, Андрей Владимирович Елистратов, Юрий Иванович Евдокимов; начальники всесоюзного объединения «Авиаремонт»: Илья Прокофьевич Лытнев, Владимир Васильевич Кузькин, Евгений Николаевич Китов.

Примечательно, что и руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько начинал свою трудовую деятельность в инженерно-авиационной службе гражданской авиации.

Сегодня организации по техническому обслуживанию и ремонту располагают сложнейшими наземными техническими комплексами, эксплуатационно-технической и нормативной документацией, квалифицированными кадрами авиационных специалистов. Они своим профессионализмом и самоотверженным трудом внесли и вносят достойный вклад в развитие отечественной гражданской авиации и продолжают обеспечивать бесперебойное функционирование отрасли при обеспечении высокого уровня безопасности полетов.

Дорогие коллеги! От всей души поздравляю ветеранов и работников инженерно-авиационной службы гражданской авиации России с 65-летним юбилеем ИАС! Желаю новых творческих успехов в работе, богатырского здоровья, а вашим семьям — достатка и благополучия!

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

  • Homepage
  • Даты
  • День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России

День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России

История инженерно-авиационной службы ВВС

Как известно, временем проверки на практике новых образцов военной техники, теорий, вооружений и даже новых родов войск является война. Не стала исключением из данного правила и Первая мировая. Она дала путевку в жизнь новому роду войск – боевой авиации. Первые аэропланы стремительно ворвались на поля сражений. Они доказали военным свои возможности, посулив еще больший потенциал в будущем. В результате, авиация прочно заняла свое место среди других родов и видов войск.

Тогда же в начале XX века и сформировалась структура военно-воздушных сил. Она включила в себя не только летный состав, но и жизненно необходимый инженерно-технический персонал. Именно он обслуживал и обеспечивал возможность эффективного использования военных летательных аппаратов. Появление в России в 1912 году в структуре военной авиации должностей мотористов, а затем и присвоение им воинских званий в начале Первой мировой войны дало толчок тому, что уже 7 декабря 1916 года была сформирована отдельная служба. Первоначально данную службу называли технико-эксплуатационной. Основной задачей мотористов было техническое обеспечение полетов.

Техническая служба первоначально состояла из механика отряда, двух старших мотористов и обычных мотористов. В таком виде она стала прообразом инженерно-авиационной службы (ИАС). Каждый моторист подчинялся непосредственно летчику и занимался подготовкой закрепленного за ним самолета к полету. Помимо них в авиаотряды входила также специальная хозяйственная команда. Она в свою очередь явилась прообразом современных авиационных тыловых частей.

Стоит отметить, что к началу Первой мировой войны в русской армии уже насчитывалось 263 самолета. Они были сгруппированы в 39 отрядов и вооружались российскими бомбардировщиками «Илья Муромец». Обслуживанием данных отрядов занимался личный состав 6 рот. Каждая из них обслуживала от 4 до 7 отрядов. Отряды, в свою очередь, были сведены в эскадры. В дальнейшем, несмотря на гражданскую войну и ее последствия, структура и количество авиационных частей только увеличивалось, неоднократно при этом изменяясь.

Вторая мировая

К сентябрю 1939 года, когда началась уже Вторая мировая война, роль авиации в боевых действиях возросла многократно. Иногда именно она играла ключевую роль в сражениях. Именно авиация заставит солдат воющих сторон с опаской всматриваться в небо, мечтая иногда о плохих метеоусловиях. Именно авиация положит конец господству на море линейных кораблей. Авиация будет наносить удары по скоплениям живой силы и техники противника не только вблизи линии фронта, но и в глубоком тылу. Ее мишенями станут коммуникации, склады и базы, а также, промышленные объекты.

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года перед ИАС встали довольно сложные задачи, которые касались в том числе освоения новых моделей самолетов, которые массово начинали поступать на вооружение ВВС РККА, а также их ремонта в результате полученных в боях повреждений. Уже в 1941 году были введены специальные должности заместителя старшего инженера полка по войсковому ремонту, а также инженера по радио. А в 1942 году в состав авиаполка была включена подвижная авиаремонтная мастерская (ПАРМ). Также в ВВС было образовано управление полевого ремонта. Главные инженеры воздушных полков, дивизий, корпусов и армий наделялись правами заместителей командиров по ИАС. При этом в Главном штабе ВВС было образовано Главное управлении инженерно-авиационной службы. Все эти изменения являлись наглядным подтверждением возросшего значения ИАС в боевой деятельности военно-воздушных сил Советского Союза.

В мирное время

Уже после завершения войны тема тесной связи между летным составом и специалистами инженерно-авиационной службы нашла свое отражение в искусстве. По-настоящему культовыми стали художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Яркие примеры тому — ленты «В бой идут одни старики» и «Хроники пикирующего бомбардировщика». А роль механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики» в исполнении актера Алексея Макаровича Смирнова стала одной из лучших в его карьере. Фильм полюбился огромному количеству зрителей и остается популярным и сегодня. В 2009 году его лишь полностью колоризировали и отреставрировали (оригинал был снят на черно-белую пленку). При этом в картину ничего не добавлялось и ничего не убиралось.

После завершения Великой Отечественной войны работы у специалистов ИАС только увеличилось. Более того, авиационные части начали постепенный переход на новую реактивную боевую технику, начиналась эра реактивной авиации. Активно шел процесс ее внедрения, подготовки и освоения. Освоение реактивной техники требовало повышения квалификации не только летчиков, но и всего инженерно-технического персонала. ИТС занимался подготовкой ее к эксплуатации, создания новых условий технической эксплуатации и базирования авиационной техники.

Более 100 лет

С 1916 года прошло уже более 100 лет. Но функционирование военно-космических сил России все также невозможно себе представить без наличия развитой системы технического обслуживания состоящей на вооружении техники. Данная работа сегодня успешно решается специалистами ИАС, отмечает официальный сайт Минобороны России. Сегодня в состав специалистов ИАС входит не только наземный персонал (специалисты технической эксплуатации авиационных двигателей, планера самолетов/вертолетов и их систем, различного радиоэлектронного и авиационного оборудования, авиационного вооружения), но и члены летных экипажей авиационной техники. Речь идет о бортовых техниках, бортинженерах, радистах, инженерах по десантно-транспортному оборудованию.

Сегодня основная задача специалистов ИАС заключается в поддержании самолетов и вертолетов российских вооруженных сил в исправном, готовом к выполнению различных летных заданий состоянии. Такая подготовленность техники достигается путем проведения повседневных плановых работ большого количества техников, инженеров и механиков. Подготовкой офицеров ИАС занимается сегодня Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», расположенный в Воронеже.

Инженеры решают задачи обслуживания и подготовки авиационной техники на аэродромах. Офицеры инженерно-авиационной службы принимают непосредственное активное участие во всех этапах жизненного цикла летательных аппаратов. Он начинается от задания требований на научно-исследовательскую работу и заканчивается утилизацией старых образцов боевой авиационной техники. К примеру, специалисты научно-исследовательских организаций ВВС занимаются формулированием параметров будущих боевых летательных аппаратов. От внешнего вида и их летно-технических характеристик, исходя из анализа имеющихся угроз, и до реализуемости на практике предъявляемых требований, безусловно с учетом достигнутого уровня научно-технического прогресса.

Поставка всей новой авиатехники в состав авиационных частей ВКС России начинается сегодня с комплексного приема боевых самолетов и вертолетов. Приемка проводится представителями только инженерно-авиационной службы. В последнее время, к примеру, они принимают около 100 единиц новой авиационной техники в год. Включая не только фронтовые бомбардировщики Су-34, истребители Су-35С и Су-30СМ, но и ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М. А также транспортно-боевые вертолеты Ми-8 различных модификаций (в том числе арктических) и транспортные вертолеты Ми-26Т.

7 декабря в День инженерно-авиационной службы ВВС поздравляем всех военнослужащих с их профессиональным праздником. Не только бывших, но и действующих, имеющих отношение к этой военной профессии, в особенности ветеранов Великой Отечественной войны.

По материалам из открытых источников. Автор: Юферев Сергей

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий