звуковая культура речи в подготовительной группе

Подготовка

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (подготовительная группа)

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

Упражнение «Найди товарища»

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».

Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

В игре принимают участие все дети.

Игра «Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.

Упражнение «Куда ударит молоточек? »

— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».

— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.

Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.

Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

Игра «Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Отгадай загадку»

На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.

Звуковая культура речи в подготовительной группе

Михайлова Елена Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы: 05.12.2018г.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи в подготовительной группе»

Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, создать условия для формирования звуковой культуры речи .

Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с предложением, с правилами его обозначения.
2. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
4. Закреплять умение делить слова на слоги.

5.Активизировать речь детей.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

7. Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.

Материал демонстрационный и раздаточный: карточки для звукового анализа, фишки синего, зеленого и красного цвета, картинки, схемы предложения.

1. Организационный момент.

1) Приветствие: — Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

В: — О чем это стихотворение?

— О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, качественно их характеризовать, делать звуковой анализ слов, придумывать предложения и строить схемы к ним.

2. Работа с предложением.

В: Заканчивается осень. Давайте вспомним, какая она была.

Д/и «Укрась слово «Осень» — подобрать прилагательные к слову «осень».

В: Ребята, вы перечислили много отдельных слов, а из слов можно составить предложения. Наша речь состоит из предложений.

Что такое предложение?

Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)

Из чего состоят предложения? (Из слов)

Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)

Давайте составим предложения по сюжетным картинкам, картинкам – схемам.

Далее дети придумывают предложения и выкладывают на столе схемы предложения (можно отхлопать количество слов в предложении).

3. Звуковой анализ слов.

В: предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Из звуков)

Какие звуки бывают? (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

В: — Итак, ребята, мы с вами знаем, что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Как на схеме обозначаются звуки? (Фишками красного, синего и зеленого цвета).

Д/и « Где спрятался звук ?»

В: — Итак, я называю вам слово, а вы определяете, в какой части слова (в начале, середине, конце) находится звук. Используем звуковую схему с окошечками (маЛина, Лимон; автобуС, Самолет и т.д.)

Настольная игра «На какой звук начинается слово» — работа в парах.

Игра «Цепочка слов» – развитие фонематического слуха.
Дети должны придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова (игра проводится с помощью мяча, который перебрасывают дети друг другу).

Совместная работа с воспитателем – звуковой анализ слова по карточке – картинке – ГРИБЫ.

Физминутка «Солнце спит и небо спит»

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево — вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

4. Определение количества слогов в слове.

В: — Из чего состоит слово? (из слогов) . А как определить, сколько слогов в слове? (Надо посчитать гласные) .

В: — Правильно, ведь мы знаем правило : сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игра «Поймай слог» – развитие слухового внимания и его быстроты.
воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: па– папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно» – развитие умения делить слова на слоги.
Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Используем дидактическую игру « Паровозик» – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Воспитатель предлагает поместить картинки в паровозик. Нужно определить, сколько слогов в названии. Если один слог, то помещаем в паровоз с одним окошком, если два слога, то с двумя окошками и т.д.

Чем мы сегодня занимались?

— Что нового вы сегодня узнали?

— Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?

— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Задачи. Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.

Словарная работа: зычный, сазан, фазан, казан.

Материалы: картинка Белоснежка, фишки, карточки для выполнения звукового анализа слов, синие и зелёные карандаши, карточки с изображением предметов со звуками «з-зь».

Всем, всем — добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

— Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1.Игровое упражнение «Выполняй – не зевай».

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

О чём эта загадка? Что есть во всех этих словах? Звук «З». Послушайте внимательно слова: зима, золото. Одинаково в них произносится звук «З»? Чем отличаются эти звуки?

Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко — казан – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?

Ребята, а что такое «казан»? Это традиционный литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд.Округлой форма казана сделана для того, чтобы он опускался в очаг и пламя нагревало не только дно (как это происходит у посуды с плоским дном), а всю его поверхность, имеющую сферическую форму. Содержимое такой посуды нагревается быстрее и дольше остаётся горячим, позволяя существенно сберегать топливо. Крышка казана обычно делается из деревянных досок, что также способствует энергосбережению.

2.Игровое упражнение «Расколдуй слово».

— Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.Суп – зуб. Сима – зима. Коса – коза. Роса – роза. Сев – Зев.

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4. Игровое упражнение «Найди домик».

— А теперь послушайте ещё слова: снег – обсыпал – кисти – распустились. Какой звук встречается во всех этих словах? Звук «с» очень любит играть в прятки. Хотите его поискать? Тогда слушайте внимательно слова и кладите фишку на то окошечко в карточке, где спрятался звук «с».

— Эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

5.Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза,слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки.

6.Игра «Я – вам, вы – мне».

Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша.

7.Самостоятельная работа на карточках.

-И ещё одно задание: на карточках нарисованы картинки. Вам нужно возле каждого изображения нарисовать кружок. Если слышится мягкий звук «зь», то нарисовать зелёный кружок, а если слышится твёрдый звук «з», то – синий кружок.

Сколько нарисовали зелёных кружков? Почему?

-Молодцы, со всеми заданиями справились! Белоснежка благодарит вас и прощается до новых встреч.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие задания гномов выполняли? Какое задание было самым трудным? А какое самым интересным?

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий